Что такое “комплекс”? В бытовом смысле это слово имеет явный негативный подтекст и используется для описания “больного места” в психике. Задевая такое “больное место”, нечаянно или нарочно, можно спровоцировать неадекватное поведение человека, например агрессию или уход в себя. Часто понятие комплекса воспринимается как синоним комплекса неполноценности.
Комплексы мешают жить, мешают гармонично развиваться. Чаще комплексы возникают в детстве и остаются на всю жизнь. Как же вовремя распознать, что у ребенка формируются комплексы, и как можно ему помочь справиться с ними?
Признаки развивающихся у ребенка комплексов.
Неуверенность в себе и в своих силах, ощущение, что он хуже других – такие признаки проигнорировать сложно. Проблема в том, что дети не всегда говорят нам о том, что чувствуют. И не только потому, что не доверяют – иногда им сложно выразить свои эмоции, или они могут даже не осознавать их до конца. Поэтому стоит понаблюдать за ребенком и обратить внимание на следующее:
- Ребенок стал говорить тише. Речь может стать невнятной, с “проглатыванием” окончаний, заискивающей. Извинения за свои поступки, даже самые незначительные – тоже тревожный признак.
- Возрастает самокритичность, переходя в самобичевание: “я плохой”, “у меня никогда ничего не получается”.
- Чаще жалуется на неприятности, плохое самочувствие.
- Болезненно реагирует на критику – плачет, оправдывается или, наоборот, все подтверждает и объясняет это тем, что он “плохой”.
- Невербальные сигналы: ребенок сутулится, пытаясь стать незаметным, садится на самый краешек, переплетает ноги, руки, опускает голову, теребит волосы, занавешивает глаза челкой.
Кстати, о комплексах может говорить и с первого взгляда нетипичное поведение:
- “Громкая” самоуверенность в поведении, желание выделиться из толпы любыми возможными способами – необычная одежда, вызывающее поведение. Здесь, однако, родителям стоит быть осторожными в оценках: в определенной степени, такое поведение присуще детям подросткового возраста. Не стоит сразу “осаждать” ребенка и списывать все на комплексы. Просто обратите внимание и понаблюдайте.
- Болезненное самолюбие, стремление всегда побеждать и быть первым во всем. Уметь проигрывать – большое искусство, которому детей нужно учить обязательно, потому что оно помогает жить без стресса и любить себя, даже если особых достижений нет. Если ребенок постоянно доказывает себе и окружающим, что он лучше всех – задумайтесь. Достижения не должны становиться самоцелью.
- Агрессивность – еще один способ защититься от внешнего мира. Кто-то уходит и прячется в уголке, а кто-то грубит в ответ на любое оценочное суждение.
Конечно, все эти признаки могут проявляться как по одному, так и в разных сочетаниях.
Допустим, вам показалось, что ребенок изменился, и изменения в его поведении говорят о том, что он комплексует. Что делать внимательному родителю дальше?
Как помочь ребенку справиться с комплексами?
Чаще всего детские комплексы связаны с внешностью, или с “непохожестью” на других во всех смыслах: неуклюжесть на физкультуре, плохие отметки, неспособность сделать что-то, что могут другие. Масла в огонь подливает “возраст гадкого утенка”, а с ним – возможные проблемы с ростом, весом, чистотой кожи. Девочки комплексуют из-за рано появившейся (или наоборот никак не появляющейся) груди, мальчики – из-за прыщиков. Кого-то расстраивают веснушки, а кого-то – слишком, по их мнению, длинный нос. Говорить чаду о том, что он прекрасен таким, какой он есть, нужно обязательно. И напоминать о том, что из гадких утят зачастую вырастают прекрасные лебеди – тоже. Но ребенок хочет быть красивым сейчас, а не когда-нибудь. Что же делать?
- Обязательно помогайте справиться с тем, с чем справиться можно. Сходите к косметологу, приобретите специальные средства для умывания, дезодорант. Научите ухаживать за собой, рассказывайте, как это важно. Если причина переживаний – полнота, разработайте план снижения веса, и обязательно “худейте” всей семьей, а не держите ребенка на голодном пайке, пока другие члены семьи пьют чай с конфетами.
- Будьте внимательны к комплексам детей, не отмахивайтесь от них. Если ребенок сам начнет заниматься исправлением своих “недостатков” – это может закончиться не очень хорошо. “Худеющие” девочки делают это неправильно и могут довести себя до анорексии или булимии, мальчики – начать принимать запрещенные препараты “для мускулов”.
- Если по каким-то причинам недостаток исправить не получается, то объясняйте ребенку, что это – всего лишь небольшая часть его личности. Что он – это весь его необъятный внутренний мир, цели, интересы, и только в последнюю очередь – внешние проявления. Оценка друзей, одноклассников, безусловно, важна, однако зароните такую мысль: судят ли по таким мелочам настоящие друзья и воспитанные люди? Говорите с ребенком, как он сам относится к детям с какими-либо недостатками, оценивает ли он их по их внешности? И затем проводите аналогии с теми, кто оценивает его.
- Взращивайте уверенность ребенка в себе. Давайте ему задания, с которыми он может справиться самостоятельно, и будет гордиться тем, что у него получается. Именно поэтому освоение сложных навыков нужно разбивать на небольшие этапы, начинать с азов: задача не должна казаться непосильной!
- Научите правильно реагировать на критику, различать критику конструктивную и ту, что не несет никакой смысловой нагрузки. Первую нужно принимать с достоинством и использовать как шанс измениться к лучшему. Вторую – тоже с достоинством, но по-другому: не обращая внимания и не давая повода обидчику воспользоваться нестабильным эмоциональным состоянием.
- Не перехваливайте. Это может показаться странным советом, потому что на первый взгляд, лучшее лекарство от комплексов – это похвала. На самом деле, это не так. Ребенок всегда чувствует фальшь, поэтому хвалить нужно правильно и за дело. Это могут быть реальные достижения, или же просто старание, настойчивость, увлеченность процессом – подчеркивайте, что это тоже хорошие качества.
- Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это один из самых верных способов пошатнуть его уверенность в себе и развить комплексы. Последите за своей речью: часто нам кажется, что ничего подобного мы не делаем, но сравнения могут быть непроизвольными. “Какая соседская Маша молодец, снова закончила четверть на пятерки!” (когда ваш ребенок еще расстроен своими четверками). Учите сына или дочь “соревноваться” с самим собой: сегодня стать чуточку смелее, настойчивее, внимательнее, добрее, чем он был вчера.
Все эти советы замечательно работают, когда комплексов еще и нет: как известно, предотвратить любую “болезнь” всегда легче, чем лечить. Источником комплексов ребенка часто выступает не только коллектив, но и, как ни печально, семья. Поэтому безусловная родительская любовь – лучшая прививка и лучшее лекарство от любых комплексов. Когда малыш только родился, вам не нужны были никакие его успехи, чтобы любить: помните об этом и сейчас, и как можно чаще дарите это ощущение любви своему ребенку.