МБОУ «СОШ № 39 имени П.Н. Самусенко»
г. Братск
  • У ребенка нет мотивации к учебе. Что делать?

    Проблема мотивации к учебе – одна из самых распространенных в школьном возрасте. Что делать, если ребенок не хочет учиться?

    Как часто я слышу на консультациях: “Мой ребенок учиться совсем не хочет! Уроки делает только с криками, пинками. Дома бесконечные споры и истерики, на разговоры и уговоры не реагирует, отвечает, что ему учеба вообще не нужна”. Когда начинаем разговаривать, выясняется, что ситуация такая возникла не в одночасье, а развивалась постепенно. Что же происходит с ребенком, который не хочет учиться?

    Первая причина. Сопротивление давлению родителей. Здесь я процитирую отрывок из статьи психологов Светланы и Елены Синякиных:

    “Предупреждение легче лечения” – истина давно известная, но многими пренебрегаемая. Предупреждать нежелание учиться надо с самого раннего возраста детей, когда они делают свои самые первые шаги по дороге знаний. Именно здесь родители могут наделать таких ошибок, которые впоследствии заставят схватиться за голову. Все родители стремятся дать дошкольнику побольше знаний, чтобы и читал, и писал, и считал, и задачки решал. При этом забывая о том, что главное — это умение дошкольника учиться: хотеть узнавать новое, быть любознательным, научиться жить в творческом поиске. Но, родители хотят показателей — чтобы быстро читал, чтобы правильно считал, нанимают учителей, от которых тоже требуют этих показателей, да ещё и как можно быстрее. И учителя «стараются» угодить родителям, которые платят именно за эти несчастные показатели, и тем самым за будущее нежелание ребёнка учиться, полное отсутствие интереса и всепоглощающую лень. Тщеславие родителей, желание удивить друзей способностями своего вундеркинда или вечные упрёки своего ребёнка, что он не такой талантливый, как соседский мальчик — всё это также способствует достижению совсем иных целей, чем мы предполагаем. Поэтому не спешите, не давите, не ругайте, не заставляйте, не наказывайте, не требуйте, а поощряйте, хвалите не только результаты, но и проявленный интерес, заинтересовывайте, стимулируйте, награждайте. Учебный процесс для дошкольника должен быть игрой, развлечением, приключением. А родители и педагоги обязаны сделать его таковым.

    Вторая причина. Неумение ребенка учиться и получать от этого удовольствие.

    Развивать привычку учиться нужно еще с дошкольного возраста. Именно в 5-6 лет ребенка намного проще заинтересовать учебой, превратить ее в увлекательное занятие, добавив по возможности элементы игры. Получение знаний может быть интересным занятием, особенно, если становится понятным, как эти знания можно применить (написать письмо бабушке, посчитать сдачу, прочитать вывеску на магазине). Тогда же стоит начать воспитывать организованность и контроль. Упустили момент? Ничего страшного, исправляйте ошибки и работайте вместе в первом, втором, третьем классе. Вам, как родителям, на первое время придется взять на себя работу по планированию дня ребенка, выстроить режим, научить контролировать время и правильно распределять нагрузку. Подчеркиваю – на первое время, и обязательно с целью научить ребенка делать это самостоятельно.

    Третья причина. Непонимание цели учебы.

    Дети часто задают вопрос: а зачем вообще учиться? Чтобы быть богатым? Так бывают миллионеры-двоечники, а бывают ученые-нищие. Чтобы было интересно жить? Мне и без учебы очень интересно!

    Нужно понимать, что в разном возрасте у детей разные мотивы являются ведущими. И, можно сказать, только в старшем подростковом возрасте приходит осознание ценности получения знаний как таковых. Выпускники часто уже имеют определенные жизненные цели, и понимают, что определенные знания помогут им в их достижении. А вот с младшими и средними школьниками разговор особый. В начальной школе дети в основном учатся для того, чтобы получить положительную оценку учителя или родителей. В этом возрасте у большинства детей доминирует стремление доставить удовольствие взрослому, уважаемому человеку, порадовать его своими успехами и наоборот нежелание выслушивать его упреки. В средних классах на первый план выходит стремление быть лучше или хотя бы не хуже других одноклассников. Эти особенности разных возрастов стоит учитывать, когда вы работаете над формированием мотивации к учебе. Самым маленьким нужна похвала и восхищение. После 9-10 лет ребенку становится интересно соревноваться: сначала с другими, а потом – если родители направят эту энергию в правильное “русло” – с самим собой. Если вам интересно разобраться в тонкостях мотивации к учебе, советую прочитать статью “Зачем дети учатся” на сайте www.7ya.ru

    Четвертая причина. Усталость.

    Бывает так, что в первом полугодии ребёнок приносит отличные результаты, а к концу учебного года “скатывается”. Всё дело в усталости, которая тоже бывает разной. Если ребёнок устаёт физически, освободите его от дополнительных спортивных занятий, давайте возможность отдохнуть. Если же ребёнок испытывает умственную усталость (рассеянность, отсутствие концентрации, плохое восприятие материала), большее время уделите прогулкам на свежем воздухе, спорту, а вот дополнительные занятия шахматами могут и подождать. Эмоциональная усталость вызывает проблемы со сном (слишком возбуждённый ребёнок ночью не может уснуть, зато весь день сонный), от чего весь учебный процесс рушится, как карточный домик. В этом случае нужно использовать расслабляющие процедуры — поплескаться в ванной или бассейне, посмотреть добрый фильм, вместе склеить домик или самолёт.

    Пятая причина. Проблемные взаимоотношения в школе.

    Взаимоотношения с учителями и одноклассниками. Чаще всего родители очень мало знают о жизни своего ребёнка в школе: только с его слов (а он может нафантазировать или намеренно не говорить правду) и со слов учителей (которые порой могут не замечать проблем личного характера своих учеников). На самом же деле нежелание учиться обостряется ближе к переходному периоду, в 10–12 лет, когда дети хотят признания среди сверстников, но не получают его. Несложившиеся отношения с одноклассниками, конфликтные ситуации с учителями — вот те причины, по которым дети часто не хотят идти в школу. Если проблемы возникли здесь, то самостоятельно справиться сложно. Задача родителей – не обвинять, потому что ребенок обычно – жертва обстоятельств, а не виновник конфликта. Нужно вникнуть в суть проблемы и попытаться исправить ситуацию совместно с учителями и психологами.

    Шестая причина. Заниженная самооценка, комплексы, страх быть неуспешным.

    Если всё детство вы сравнивали успехи своего ребенка с успехами других, более талантливых детей, при этом громко вздыхая о том, какой у вас балбес и тупица, то вы сделали всё для того, чтобы ваш ребёнок был уверен в своей неудаче. Так же может поступить и не очень квалифицированный педагог, публично унижая ребёнка при других детях за неудачи в учёбе. А если ребёнок уверен, что он сделает плохо, то зачем вообще это делать? “Лечение” комплексов возможно – самостоятельно, или с помощью психолога. Прочитайте статью о комплексах, и, самое главное, перестаньте сравнивать ребенка с другими.

    Седьмая причина. Протест и манипуляция.

    Если какое-то время вы воспитывали ребёнка с принципом «сделай и получи шоколадку», то теперь настала очередь ребёнка «воспитывать» вас подобным же образом: «нет шоколадки — не буду учиться». То есть вы не купили ему смартфон, а он не будет учиться. Что делать? Терпеливо и уверенно переводить отношения на новые “рельсы”. Ругань, скандалы, истерики, наказания вплоть до ремня – конечно, не являются удачным решением проблемы. Вводите соревновательные моменты, договаривайтесь о нематериальных поощрениях, ищите “ключики”, которые будут мотивировать вашего ребенка к учебе без материальных затрат с вашей стороны. Помощь психолога будет не лишней и в этом случае.

    Для тех родителей, которые хотят более глубоко погрузиться в тему, рекомендую книгу “Мотивация детей. Как мотивировать ребенка учиться”. Авторы издания – эксперт по методикам эффективного обучения детей и подростков и детский психолог. В простой и понятной форме они дают родителям советы, как мотивировать ребенка – младшего школьника на учебный процесс. В книге на конкретных примерах разобраны жизненные ситуации реальных людей и даны четкие, пошаговые алгоритмы решения их проблем.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie